?

Log in

No account? Create an account

mad world

« previous entry | next entry »
Jul. 13th, 2012 | 01:41 am

Наконец смотрю Mad Men и снова вспоминаю эту тему - что реклама ничего не создает и как вообще ей можно заниматься. И хотя это говорят только те, кто ей всерьез никогда и не занимался, то есть можно было не отвлекаться на этот шум, я всегда с ними спорил.

Не знаю, насколько много людей могут поблагодарить жизнь за свою офисную работу. Может быть, в итоге все оглядываются назад с тем же чувством?

На самом деле, я не так долго работал в офисах, примерно 8 лет - со второго курса до 2005 года. А понял, насколько мне повезло, только еще через год, наверное, когда уже развивал собственное агентство.

Первые офисы можно не считать. И Студию Лебедева (1999-2001), как ни странно - тоже, хотя в ней был заложен фундамент. Я еще не понимал, зачем я работаю, мне просто хотелось получить одобрение Темы, Дениса и других коллег - мой мир еще ограничивался офисом, я работал внутри стен, не чувствуя влияние на окружающую среду, хотя совершенно очевидно на нее влиял, выполняя заказы крупных клиентов студии. Но, как сейчас понимаю, работал я намного хуже, чем мог, если бы знал, что и зачем делаю. Неизвестно, кстати, была ли это моя личная проблема взросления или ошибка управления в студии.

Потом была еще пара офисов, Defa Kreativburo и возвращение в офлайн-подразделение к Лебедеву, в обоих случаях я уже не чувствовал конкуренции внутри или не слишком ценил одобрение соседей, а внешний мир продолжал не замечать, так что просто ходил туда посидеть. Осознания смысла работы и ценности каждой минуты жизни у меня еще не было.

Впервые я понял, что являюсь частью мира, когда прихожу в офис - в Media Arts. Это была моя первая работа в качестве копирайтера в большом агентстве, точнее, в его подразделении, которым руководил Павел Полянцев. Он очень хорошо понимал, кого берет на работу, поэтому сразу взялся за мое обучение. К тому времени он уже был опытным креативным директором, и хотя в будущем я встречал более экстремальные и неожиданные варианты работы над проектами, которые давали более мощные результаты, его подход мне кажется идеальным для начинающих.

Паша - лучший учитель. Я очень хорошо помню как он выходил курить и звал меня с собой - почитать, что я там написал для клиентов. Хорошо помню, потому что он очень четко объяснял мне, зачем я все это делаю для каждого из них. Он учил меня понимать людей: и клиентов с их продуктами, и аудиторию с ее желаниями. Ко всем нужен был свой подход и очень много внимания, чтобы понять каждую сторону.

Я внезапно понял, что креативный бриф - это не просто анкета и формальный этап, а способ найти общий язык с человеком, которого ты видишь впервые. Бывают хорошие брифы, бывают плохие. Через несколько лет, когда я придумывал вопросы для креативного брифа своего агентства, я уже знал, зачем ставлю там каждую букву.

Клиенту нужно побыстрее объяснить нам, что у него за товар или услуга, для кого он это все придумал, а нам нужно побыстрее понять, чем живет его аудитория, которой не хватает его товара или услуги, и как ее в этом убедить. Побыстрее, потому что время = деньги, поэтому все должны работать максимально эффективно, нужно все время стараться исключить лишние движения, и действовать безошибочно. Как же все это помогло мне в жизни.

В Media Arts я познакомился и с Андреем Мальцевым, арт-директором, с которым мы еще потом долго работали в паре в нескольких агентствах. Он был моим следующим учителем и заодно мотивировал на активную деятельность, потому что всегда быстрее придумывал первые идеи.

В рекламе много математики, есть переменные - продукт, его уникальные свойства и отличия от конкурентов, аудитория, ее стиль жизни и желания... И так далее. Заполнив все поля, довольно легко найти решение, а потом вписать его в драматичную форму.

Занимаясь этим ежедневно, я все лучше понимал каждого человека, которого встречал в жизни, в том числе за пределами офисов. У каждого из нас есть потребности, у кого-то пирамида, у кого-то каша, но все это можно разглядеть, если быть внимательным. А я привык быть внимательным из-за своей офисной работы. И постепенно начал понимать, как мне с ней повезло.

Все это усилилось еще в десятки раз, когда в 2005 году я вышел из последнего офиса, снял квартиру в доме напротив и вместе с Илюхой и Надей открыл в ней свое агентство. Когда рухнули все подпорки в виде менеджеров и отделов, защищавших меня на различных этапах общения с клиентами, я наслаждался полной ответственностью, потому что наконец смог выстраивать отношения с клиентами в мельчайших деталях, а они платили нам деньги за это представление.

Я начал любить переговоры, потому что это была вершина математически-психологического сценария. Главное шоу!

В общем, я уже пишу это все и думаю, что наверняка у всех есть такая же история про свои офисы (и буду рад ее прочитать). Но я точно благодарен жизни за то, что 10 лет занимался рекламой. Без этого я бы никогда не смог даже начать понимать жизнь и людей вокруг.

Link | Leave a comment |

Comments {13}

Нигина

(no subject)

from: odna_
date: Jul. 13th, 2012 02:03 am (UTC)
Link

Спасибо за пост.

Reply | Thread

ohsupernatural

(no subject)

from: ohsupernatural
date: Jul. 13th, 2012 01:04 pm (UTC)
Link

мне понравилось.

скажи пожалуйста, а до того, как начать работать, на кого ты учился? стало интересно

Reply | Thread

a life less ordinary / alex david

(no subject)

from: bronepoezd
date: Jul. 13th, 2012 01:37 pm (UTC)
Link

учился управлять - в частности, государством )
на факультете государственного управления в МГУ.

Reply | Parent | Thread

ohsupernatural

(no subject)

from: ohsupernatural
date: Jul. 13th, 2012 03:11 pm (UTC)
Link

вот как! интересно, ты такой индивидуум!:) а как получилось, что в рекламном деле оказался)?

Reply | Parent | Thread

a life less ordinary / alex david

(no subject)

from: bronepoezd
date: Jul. 14th, 2012 02:56 pm (UTC)
Link

расскажу тебе как-нибудь при встрече )

Reply | Parent | Thread

оленёнок бэйби

(no subject)

from: kolgotko
date: Jul. 13th, 2012 01:52 pm (UTC)
Link

а у меня как раз сейчас тупик - из офиса ушла и думаю, искать ли новый или куда вообще двигаться

Reply | Thread

a life less ordinary / alex david

(no subject)

from: bronepoezd
date: Jul. 13th, 2012 02:30 pm (UTC)
Link

ну добавь меня в скайп, он есть на фб, обсудим ситуацию )

Reply | Parent | Thread

l.s.

(no subject)

from: valeriya_s
date: Jul. 13th, 2012 02:36 pm (UTC)
Link

серёжа, так круто, что в офисе тебе попадались такие учителя!

Reply | Thread

целебная травка

(no subject)

from: zhena
date: Jul. 13th, 2012 03:20 pm (UTC)
Link

хороший пост
работа в "про" была самая веселая и приятная в моей жизни но к рекламе это не имело отношения)

Reply | Thread

Constantin Necrasov

(no subject)

from: jrc4558
date: Jul. 13th, 2012 04:31 pm (UTC)
Link

Creative brief - наше все. Где творишь сейчас?

Reply | Thread

алмазная крошка

(no subject)

from: bryulik_dixi
date: Jul. 15th, 2012 09:09 am (UTC)
Link

надо поговорить.

Reply | Thread

a life less ordinary / alex david

(no subject)

from: bronepoezd
date: Jul. 16th, 2012 01:36 am (UTC)
Link

я согласен

Reply | Parent | Thread

Andrey Maltsev

(no subject)

from: Andrey Maltsev
date: Aug. 16th, 2012 03:15 pm (UTC)
Link

Серега! Читал плакал, реклама действительно прочищает связующее звено с обществом и Паша правда отличный учитель, сейчас, говорят, он устал от рекламы и отвалился. Ты молодец что решился открыть свое агентство, я тогда был скептически настроен, хотя не говорил об этом вслух, не хотелось обрезать тебе крылья. Я рад что был тогда не прав в своих сомнениях. Ты смел, мне, например, этого не хватает.

Reply | Thread