a life less ordinary / alex david (bronepoezd) wrote,
a life less ordinary / alex david
bronepoezd

Categories:

mad world

Наконец смотрю Mad Men и снова вспоминаю эту тему - что реклама ничего не создает и как вообще ей можно заниматься. И хотя это говорят только те, кто ей всерьез никогда и не занимался, то есть можно было не отвлекаться на этот шум, я всегда с ними спорил.

Не знаю, насколько много людей могут поблагодарить жизнь за свою офисную работу. Может быть, в итоге все оглядываются назад с тем же чувством?

На самом деле, я не так долго работал в офисах, примерно 8 лет - со второго курса до 2005 года. А понял, насколько мне повезло, только еще через год, наверное, когда уже развивал собственное агентство.

Первые офисы можно не считать. И Студию Лебедева (1999-2001), как ни странно - тоже, хотя в ней был заложен фундамент. Я еще не понимал, зачем я работаю, мне просто хотелось получить одобрение Темы, Дениса и других коллег - мой мир еще ограничивался офисом, я работал внутри стен, не чувствуя влияние на окружающую среду, хотя совершенно очевидно на нее влиял, выполняя заказы крупных клиентов студии. Но, как сейчас понимаю, работал я намного хуже, чем мог, если бы знал, что и зачем делаю. Неизвестно, кстати, была ли это моя личная проблема взросления или ошибка управления в студии.

Потом была еще пара офисов, Defa Kreativburo и возвращение в офлайн-подразделение к Лебедеву, в обоих случаях я уже не чувствовал конкуренции внутри или не слишком ценил одобрение соседей, а внешний мир продолжал не замечать, так что просто ходил туда посидеть. Осознания смысла работы и ценности каждой минуты жизни у меня еще не было.

Впервые я понял, что являюсь частью мира, когда прихожу в офис - в Media Arts. Это была моя первая работа в качестве копирайтера в большом агентстве, точнее, в его подразделении, которым руководил Павел Полянцев. Он очень хорошо понимал, кого берет на работу, поэтому сразу взялся за мое обучение. К тому времени он уже был опытным креативным директором, и хотя в будущем я встречал более экстремальные и неожиданные варианты работы над проектами, которые давали более мощные результаты, его подход мне кажется идеальным для начинающих.

Паша - лучший учитель. Я очень хорошо помню как он выходил курить и звал меня с собой - почитать, что я там написал для клиентов. Хорошо помню, потому что он очень четко объяснял мне, зачем я все это делаю для каждого из них. Он учил меня понимать людей: и клиентов с их продуктами, и аудиторию с ее желаниями. Ко всем нужен был свой подход и очень много внимания, чтобы понять каждую сторону.

Я внезапно понял, что креативный бриф - это не просто анкета и формальный этап, а способ найти общий язык с человеком, которого ты видишь впервые. Бывают хорошие брифы, бывают плохие. Через несколько лет, когда я придумывал вопросы для креативного брифа своего агентства, я уже знал, зачем ставлю там каждую букву.

Клиенту нужно побыстрее объяснить нам, что у него за товар или услуга, для кого он это все придумал, а нам нужно побыстрее понять, чем живет его аудитория, которой не хватает его товара или услуги, и как ее в этом убедить. Побыстрее, потому что время = деньги, поэтому все должны работать максимально эффективно, нужно все время стараться исключить лишние движения, и действовать безошибочно. Как же все это помогло мне в жизни.

В Media Arts я познакомился и с Андреем Мальцевым, арт-директором, с которым мы еще потом долго работали в паре в нескольких агентствах. Он был моим следующим учителем и заодно мотивировал на активную деятельность, потому что всегда быстрее придумывал первые идеи.

В рекламе много математики, есть переменные - продукт, его уникальные свойства и отличия от конкурентов, аудитория, ее стиль жизни и желания... И так далее. Заполнив все поля, довольно легко найти решение, а потом вписать его в драматичную форму.

Занимаясь этим ежедневно, я все лучше понимал каждого человека, которого встречал в жизни, в том числе за пределами офисов. У каждого из нас есть потребности, у кого-то пирамида, у кого-то каша, но все это можно разглядеть, если быть внимательным. А я привык быть внимательным из-за своей офисной работы. И постепенно начал понимать, как мне с ней повезло.

Все это усилилось еще в десятки раз, когда в 2005 году я вышел из последнего офиса, снял квартиру в доме напротив и вместе с Илюхой и Надей открыл в ней свое агентство. Когда рухнули все подпорки в виде менеджеров и отделов, защищавших меня на различных этапах общения с клиентами, я наслаждался полной ответственностью, потому что наконец смог выстраивать отношения с клиентами в мельчайших деталях, а они платили нам деньги за это представление.

Я начал любить переговоры, потому что это была вершина математически-психологического сценария. Главное шоу!

В общем, я уже пишу это все и думаю, что наверняка у всех есть такая же история про свои офисы (и буду рад ее прочитать). Но я точно благодарен жизни за то, что 10 лет занимался рекламой. Без этого я бы никогда не смог даже начать понимать жизнь и людей вокруг.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments